Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Торсионная подвеска

Торсионная подвеска – новый «вечный двигатель» автомобиля

Наиболее важной и проблемной характеристикой автомобильной подвески является её срок службы. Как передняя, так и задняя подвеска имеют обыкновение выходить из строя, а на российских дорогах  такая опасность угрожает ей постоянно. Многие десятилетия самые светлые умы автоиндустрии искали средство продлить жизнь этой незаменимой детали. И в конце концов появилась торсионная подвеска – одно из самых надёжных и простых инженерных изобретений современности.

Принципы строения и работы

Строение торсионной подвески отличается наличием в её конструкции торсионов – упругих валов, жёстко закреплённых между рамой или усиленным элементом кузова и ступицей колеса. В случае с переднеприводным автомобилем крепление торсиона производится к нижнему поперечному рычагу. Такое устройство отличается простотой и, одновременно, высокой эффективностью, какой не обладает классическая пружинная подвеска.

Наиболее частым примером такой конструкции является задняя полунезависимая подвеска легковых автомобилей с передним приводом. В данном случае она будет представлять собой два продольных рычага, соединённых U-образной балкой, которая позволяет колёсам отрабатывать неровности независимо друг от друга. 

Из-за жёсткого закрепления торсионного вала работа торсионной подвески может быть очень сильно подвержена воздействию сил скручивания. Однако особый сплав, из которого изготовлен торсионный вал, позволяет ему заменять собой пружинный элемент и при скручивании возвращать колесо в первоначальное положение. Этот же принцип лежит в основе работы пружинной и подрессорной подвески.

Подвеска легковых прицепов

С некоторых пор торсионная подвеска получила достаточно широкое применение в конструкции прицепов для легковых авто. До её появления большая часть всех выпускаемых прицепов делалась на рессорах, которые, в зависимости от требуемой нагрузки, состояли из определённого количества листов. И сегодня можно встретить такую конструкцию подвески, для которой выпускаются рессоры типа «Москвича» или «Волги». Впрочем, они уже слишком устарели для тех требований, которые предъявляет задняя подвеска современных моделей прицепов.  

Торсионная подвеска прицепа (или резиново-жгутовая) очень проста и надёжна в эксплуатации и не требует дополнительного обслуживания. При соблюдении норм эксплуатации её практичная конструкция обеспечивает продолжительную работу торсиона, из-за чего работа торсионной подвески сравнивается с работой «вечного двигателя». Первое условие, при котором конструкции будет обеспечена долгая жизнь, – вовремя смазывать и менять ступичные подшипники. Также хотя бы раз в год желательно проходить процедуру техобслуживания.

Минимальный уровень нагрузок на оси, которые может выдержать торсионная подвеска прицепа, составляет 500 кг, максимальный же может достигать 2 тонн. Плавность хода прицепа с данным видом подвески во многом зависит от формы трубы, в зависимости от которой следует регулировать уровень жёсткости. Так, в квадратном профиле должно быть установлено четыре жгута, а в шестиугольном – три для более плавного хода.

Ремонт и замена

Ремонт торсионной подвески может быть осложнён на этапе замены некоторых её элементов. Если замену подшипника можно произвести вручную, то для того, чтобы поменять торсионы, владельцу авто придётся обратиться к производителю или мастерам СТО. Хотя часто оказывается, что ремонт оси обходится даже дороже, чем покупка новой.

Поэтому главным условием того, чтобы подвеска не выходила из строя как можно дольше, является точное соблюдение всех норм эксплуатации, избегание перегрузов и превышения скорости.