Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Стабилизатор поперечной устойчивости

Стабилизатор поперечной устойчивости

1. Гайка 2. Шарнир нижний 3. Стойка стабилизатора 4. Шарнир верхний 5. Стабилизатор 6. Втулка 7. Болт 8. Ограничитель 9. Скоба1. Гайка 2. Шарнир нижний 3. Стойка стабилизатора 4. Шарнир верхний 5. Стабилизатор 6. Втулка 7. Болт 8. Ограничитель 9. Скоба

 

Скорость и манёвренность – в одной связке

   Современные дорожные условия зачастую предъявляют высокие требования к автотранспортным средствам по части манёвренности. Особенно это касается спортивных машин, для которых требование хорошей управляемости на поворотах дополняется скоростью. Совместимость этих, казалось бы, далёких друг от друга характеристик стала возможной благодаря работе стабилизатора поперечной устойчивости, который сегодня устанавливается как на внедорожниках, так и на обычных «легковушках».

Незримая «поддержка» на дороге

    Устройство представляет собой штангу с выгнутыми концами, напоминающую по форме букву «U». В качества материала для его производства используется сталь, из которой изготавливается отрезок цилиндрического профиля, способный при скручивании выполнять функции упругого элемента - пружинить.

    Своей центральной частью стабилизатор поперечной устойчивости крепится к кузову, в двух точках параллельно оси колёс, либо к подрамнику при помощи кронштейнов с резиновыми втулками (втулки стабилизатора). Загнутые концы крепятся к несущей детали подвески, в качестве которой выступают рычаги, балка или картер моста. Упругие элементы подвески имеют способность сжиматься с одной стороны, а с другой растягиваться, при этом центральная часть стабилизатора скручивается, действуя, как торсионы. Этот механизм позволяет приподнимать кузов со стороны крена, одновременно опуская его с другой, обеспечивая ровное положение автомобиля относительно дорожного полотна.

   Задний стабилизатор поперечной устойчивости устанавливается аналогично переднему. 

    В некоторых моделях переднеприводных авто задний стабилизатор заменён поперечной балкой( либо встроен в нее), жёстко скрепляющей продольные рычаги задних колёс. Во время прохождения неровных участков дороги (в том числе поворотов и «змейки») такая деталь работает на скручивание, потому используется она, как правило, в полунезависимом типе подвески. Практически все многорычажные подвески независимого типа сегодня оснащены стабилизаторами.

     Стабилизатор поперечной устойчивости функционирует только в горизонтальной плоскости или приближенной к ней. Это объясняет необходимость установки стабилизационных стоек, которые служат связующими узлами между рычагами подвески и самим стабилизатором.

       Установка «антикреновых систем» может производиться как на одну из осей, так и сразу на две. Однако наибольшее распространение пока получил только передний стабилизатор, монтируемый на передней оси авто.

Какие функции выполняет стабилизатор поперечной устойчивости?

   Помимо контроля положения авто на разных участках дороги, как задний, так и передний стабилизатор выполняет ряд немаловажных функций, таких как:

1) уменьшение крена на поворотах;

2) обеспечение лучшего сцепления колёс с дорожным покрытием;

3) равномерное распределение нагрузок, приходящихся на раму.

   В целом же, все перечисленные функции сводятся к одной большой задаче: улучшению управляемости на поворотах, которая достигается посредством принудительного прижатия колёс к дорожному полотну во время поворотного манёвра. При боковом крене каждый конец, или тяга стабилизатора, перемещается либо вверх, либо вниз, и центральная балка закручивается. Далее стабилизирующий механизм начинает работать на выпрямление, опуская накренившийся бок кузова и снижая нагрузку с противоположного борта. Благодаря этому все четыре колеса остаются плотно прижатыми к дороге, и возможность аварии полностью исключается.

    Таким образом, главное назначение детали состоит в повышении той самой поперечной устойчивости транспортного средства, отсутствие которой может стать причиной опрокидывания при выполнении поворотов на высокой скорости.

Недостатки стабилизационной системы

     При всей надёжности и простоте своего устройства как передний, так и задний стабилизатор не может решить всех трудностей, которые могут возникать на дороге. У этого, казалось бы, идеального механизма, есть один выдающийся недостаток: он значительно снижает ход подвески, что напрямую сказывается на проходимости авто.

   К примеру, при езде по холмистому ландшафту недостаточное расстояние торсионного хода может ограничить контакт колёс с грунтом, в результате чего во время контакта с препятствием одно из них может попросту зависнуть в воздухе. На сегодняшний день этой проблемы не существует только для внедорожников высокого класса проходимости.

   В качестве способа модернизации стабилизатора чаще всего применяется замена его стоек гидроцилиндрами. В рабочем состоянии гидроцилиндры заперты, но при съезде с асфальтового покрытия их легко и просто можно активировать нажатием кнопки на приборной панели. После этого жёсткая связь колёс и поперечной балки теряется, и машине обеспечивается максимальный ход, на который только способна её подвеска.

Замена стабилизатора поперечной устойчивости.

Чаще всего замена производится по трем причинам:

 

  1. Усталость металла и потеря пружинистости.
  2. Трещина или перелом детали.
  3. Заводской брак связанный с сыростью металла.

 

Однако на современных автомобилях все чаще и чаще используют не разборные стабилизаторы. Рассчитанные производителями на весь срок службы авто. Заменить втулки на которых не представляется возможным так как они не разборные.